В начале 60-х С. П. Королев подал в правительство записку, где изложил возможный сценарий пилотируемого полета на Луну. Дальнейший ход событий показал, что этот сценарий был самым рациональным.

Еще в 1960 году появилось постановление правительства о создании через три года ракеты-носителя Н1, рассчитанной на полезную нагрузку 40-50 тонн. Это решение пересматривали, сроки готовности отодвигали. Только в 1964 году была официально поставлена задача высадки человека на Луну. Однако уже тогда стало ясно, что мощности двигателей не хватит, чтобы вывести на орбиту необходимые 100 тонн полезной нагрузки. Пришлось отказаться от идеи высадить на Луну двух космонавтов. Второй должен был остаться на окололунной орбите.

Несмотря на трудности, работа над лунным проектом продолжалась. В Байконуре строился новый стартовый комплекс, ракета Н1 обретала себя в металле. В Центре подготовки космонавтов появилась специальная группа «Луна». В основной экипаж вошли Алексей Леонов и Олег Макаров, в дублирующий — Валерий Быковский и Николай Рукавишников. Был и третий экипаж — Павел Попович и Виталий Севастьянов.

Между тем у С. П. Королева все еще не было двигателя для сверхтяжелой ракеты. Его мощность должна была в пятнадцать раз превышать мощность серийных королевских ракет. Спроектировать и построить такой двигатель могло только одно КБ -во главе с академиком В. П. Глушко. Но в тот период Королев и Глушко придерживались противоположных взглядов на перспективы ракетных двигателей. Возможности керосина и сжиженного кислорода как топлива в смысле наращивания мощности были почти исчерпаны. Более высокую мощность могли дать двигатели на сжиженных водороде и кислороде. Их целесообразно было ставить на вторую и третью ступень, когда двигатели работают практически в безвоздушном пространстве.

Глушко же считал, что жидкий водород как топливо в ракетной технике бесперспективен. Ему представлялось, что лучшими топливными компонентами для двигателей являются фтор, азотная кислота и гептил.

Все эти вещества крайне ядовиты. Применение их оправданно в военной технике. В пилотируемой же космонавтике Королев был категорически против их использования.

Королеву пришлось срочно искать других специалистов. Он обратился в КБ Н. Д. Кузнецова, где создавались авиационные двигатели. Поскольку у этого КБ не было возможностей построить большой ракетный двигатель, да и время поджимало, решили сконструировать двигательную установку для Н1 из «пакета» средних двигателей. Первая ступень представляла собой 30 жидкостных реактивных двигателей. Вторая ступень — 8 пустотных ЖРД, третья — 4. В результате на околоземную орбиту три первых ступени могли вывести 95 тонн полезного груза.

В январе 1966 года С. П. Королев скончался. Его КБ и весь проект Н1 возглавил его заместитель, академик В. П. Мишин. Наконец 21 февраля 1969 года начались летные испытания. Через 70 секунд после старта в хвостовом отсеке первой ступени начался пожар, и полет пришлось прекратить, 3 июля 1970 года во время второго запуска вышел из строя кислородный насос. Произошел взрыв, разрушивший даже стартовый комплекс. На его восстановление и подготовку новой ракеты ушло немало времени. Наконец 27 июля 1971 года приступили к третьему пуску. Ракета чуть приподнялась над землей, но из-за потери управляемости полет сорвался, стартовый стол снова был поврежден.

23 ноября 1972 года ракету запустили в четвертый раз. Все двигатели роковой первой ступени работали нормально, полет продолжался целых 112 секунд, нов конце активного участка выведения в хвостовом отсеке ракеты возникла неисправность, нормальный полет прекратился. Тем не менее все те, кто готовил этот запуск и проводил его, были довольны результатом. Теперь уже стало ясно -победа совсем близка.

В монтажно-испытательном корпусе Байконура были готовы к старту еще две ракеты. В августе 1974 года планировался пятый запуск, а в конце года — шестой. Дальше предполагалось передать Н1 в эксплуатацию.

Но эти планы не осуществились. Сначала работы по луннику были заморожены. А в мае 1974 года вместо В. П. Мишина Главным конструктором был назначен В. П. Глушко. В первый же день новый руководитель объявил, что создание Н1 было ошибкой и что он пришел в королевское КБ «не с пустым портфелем». Глушко действительно предложил концепцию «русского шаттла», которая через десять с лишним лет привела к созданию»Бурана», корабля многоразового использования, и ракеты-носителя «Энергия». Но, увы, этот в целом удачный проект не был доведен до логического завершения.

С начала 60-х годов мы были вовлечены в космическую гонку с США. Многие научные и инженерные проблемы решались у нас с позиций узко понимаемого «приоритета». Однако же наступил день 16 июля 1969 года, когда американский ракетно-космический комплекс «Сатурн-5 — Аполлон-11» стартовал с Земли, а пять дней спустя сначала капитан корабля Н. Армстронг, а потом и пилот посадочного узла Э. Олдрин ступили на поверхность Луны. Этот исторический момент телевидение показывало по всему миру. Его не увидели только в СССР и Китае.

За четыре года НАСА провело по программе «Аполлон» 11 пилотируемых полетов. Шесть раз американские астронавты высаживались на Луне. Так что с точки зрения «приоритетов» все стало ясно. В нашей же печати начали появляться высказывания, что в высадке человека на Луну научной необходимости нет. А полная драматизма история создания Н1 тогда была известна немногим.

Однако в начале 70-х годов нашлись специалисты, которые понимали, что закрытие темы Н1 неблагоприятно скажется на развитии нашей космонавтики. Ходил по высоким кабинетам академик В. П. Мишин, писал письма XXV партийному съезду один из руководителей испытаний ракеты Б. А. Дорофеев. Ученые просили разрешить пуски двух, уже готовых ракет в акваторию Мирового океана. Увы, пути развития науки диктовали политические руководители…
Информация взята из портала: http://anomalno.ru/